Четверг, 18.04.2024, 11:10
Приветствую Вас, Гость

История села


История села Бортсурманы

Деревня Старо-Никольское

По сохранившимся преданиям, передаваемым из поколения в поколение, можно предполагать, что наше село возникло более четырехсот лет тому назад. Среди дремучих лесов в конце XVI века возникает небольшое татарское поселение там, где располагалось здание старой средней школы и близлежащие дома. Сохранившиеся остатки могил (вещи, кости, оружие, украшения) дают предположения, что здесь находилось татарское кладбище.

С усилением русского государства власть Москвы стала распространяться на Восток. Границей русских земель на востоке становится река Сура. В 1552 году с захватом г. Казани закончилось присоединение всего Казанского ханства к Московскому государству. Царь Иван Грозный вновь завоеванные земли дарил своим приближенным — дворянам, помещикам, которые на эти земли стали завозить крепостных крестьян. Татары вынуждены были с обжитых мест уйти и искать свободные земли, т. к. не хотели, чтобы их угнетали, чтобы власть крепостного права распространилась на них. Часть татар хозяевами-помещиками была истреблена. Так на месте татарского поселения возникает небольшая русская деревушка с названием Старо-Ни колье кое, окруженная дремучими лесами, рекой и многочисленными озерами. А это давало возможность населению заниматься охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел. Позднее жители деревни Старо-Никольское стали распахивать пустоши под посевы, а когда земледелие стало их главной задачей, сносят и раскорчевывают леса, увеличивая запашку. Неотъемлемой частью земледелия становится занятие крестьян разведением скота.

С годами население росло, и уже к середине XVII века деревня Старо-Никольское стала насчитывать несколько десятков домов. В XVIII веке переименована в Бортсурма-ны. К Бортсурманам, как к центру волости, принадлежали Козловка, Ягодное, Рослов-ка (или Никольское), Рыхловка, Арьевка (или Малавка). По последней десятой ревизии (1858 год) в Бортсурманах было 90 дворов и 700 жителей, из которых 340 мужчин и 360 женщин. В это число входило 18 человек «духовных лиц» и придворная. Местные помещики нещадно эксплуатировали крестьян. Оброк, барщина,чересполосица делали тяжелую жизнь крестьян невыносимой. Поэтому не случайно местные крестьяне с большой радостью встречали войска восставших крестьян времен Степана Разина. Один из отрядов Разина, возглавляемый Максимом Кривоносом, проплывал на лодке вверх по Суре, которая в то время протекала на месте современного озера Барабанское. Восставшие войска, проплывая мимо населенных пунктов, расположенных рядом с рекой, били в барабаны, призывая местное население к борьбе против помещичьего произвола. Битье в барабаны как память об этом событии позднее нашло свое отражение в названии озера «Барабанское».

В конце XVII века местное население, кроме земледелия и скотоводства, занимается ремеслами. Излишки сельскохозяйственных продуктов и ремесленные изделия местные крестьяне продают в городе-крепости Курмыше, построенном еще в 1372 г. во времена Ивана Грозного как опорный пункт против ханской Казани. Продажа собственных продуктов вызывалась необходимостью уплаты оброка помещикам.

Говоря об истории села, нельзя не сказать в целом об истории Курмышского уезда, в состав которого оно входило.

Деревня становится селом

На грани XVII—XVIII веков происходит такое важное событие, как перенесение деревянной церкви из сельца Рословки в Старо-Никольское, после сего деревня стала называться селом.





После подавления восстания Пугачева жизнь крестьян в селе еще более ухудшилась. Село было поделено между помещиками Пазухиными, Шипиловыми, Литвиновыми.

Во второй половине XVIII века в селе вместо деревянной была построена каменная церковь, здание которой (кроме двух приделов, построенных позднее) сохранилось до настоящего времени. Вскоре после построения каменной церкви в 90-х годах XVIII века произошло событие, которое потрясло всю округу. Крестьяне, доведенные до отчаяния тяжелой жизнью, на паперти новой каменной церкви убили управляющего помещика Пазухина, который жестоко угнетал крестьян. Разгневанный помещик Пазухин созвал крестьян и заявил им: «Ваше село было бусурманским (т.е. татарским), так и останется. Отныне оно будет называться Бусурманами. Но земский съезд не утвердил этого названия, а дал название селу — Бортсурманы (борт Суры).

Население села Бортсурманы росло, росла и эксплуатация крестьян. С каждым годом жизнь становилась все труднее и труднее. Все взрослое мужское население, годное для службы, забиралось в армию. В солдатах служили по 25 лет. Домой со службы возвращались только больные и калеки. Зачастую служба в армии зависела от местного помещика. Распространена была замена одного рекрута другим по согласию и желанию другого. За это первый, вместо которого нанимался второй (он с этого времени назывался «наемником»), обязан был в течение одного года (перед призывом) содержать «наемника», т.е. одевать, обувать, кормить и т. д. Крепостных часто за людей не считали. Случалось, что староста подходил к окну дома, стуком палки вызывал хозяина и ставил его в известность о выдаче его дочери замуж за 40-50 км за совсем незнакомого человека. «Так повелел барин».



До конца XIX века школы в Бортсурманах не было, и учились у попа. В 1866 году прошел слух, что грамотных будут ссылать на Амур, и все ученики бросили учебу. При наличии большого количества плодородной земли, тучных лугов и пастбищ крестьяне находились в большой зависимости от помещиков вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Дело в том, что из 3002 десятин крестьянам принадлежало всего лишь 962 десятины, а большая часть земли, притом лучшей, принадлежала помещикам и часть церкви. Церкви (служителям культа) принадлежало 33 десятины и 2007 десятин — помещикам, в том числе Пазухиным — 1012, Шипиловым — 515 и Пантуговым — 480 десятин. В общий крестьянский надел входило 214 десятин лугов и 20 десятин выгона.


В Бортсурманах было всего пять мельниц, из них три крестьянские и две помещичьи. В имении Шипиловых функционировал конный завод, а в Козловке — кирпичный, производительность до одного миллиона штук в год.

Население села продолжало увеличиваться с каждым годом. Жизнь крестьян не улучшилась и после отмены крепостного права в 1861 году. В селе появился новый класс — кулачество, под власть которого попала беднейшая часть населения. Открыли два кабака, в которых спаивалось население. Открылась церковно-приходская школа, но в ней могли учиться только дети зажиточных. Главным учителем в этой школе был поп.

Революционные потрясения

Наступил 1905 год. В России произошла первая революция.

Большие волнения были и в нашей местности. Царь послал в село для подавления волнений казаков, которые пребывали здесь несколько месяцев.

Осенью 1917 года в стране был свергнут царизм и советская власть победоносно шествовала по всей России. Весной 1918 года в селе также установилась советская власть. Крестьяне свергли помещиков Пазухина и Шипилова. Дом Пазухина был сожжен, а Шипилова передан под школу. Народ стал хозяином помещичьих земель.

Осенью 1918 года на молодую советскую республику началась интервенция. Войска Колчака подходили к Канашу. Кулачеству и контрреволюционным элементам были не по душе новые порядки Советов. И в связи с приближением к селу белогвардейских войск Колчака здесь вспыхнуло контрреволюционное восстание, которое было подавлено одним из отрядов Красной Армии. 18 сельчан, якобы причастных к мятежу, были расстреляны.